ГЛАВНАЯ

ВВЕДЕНИЕ

АДАПТАЦИЯ К ВНЕШНИМ ИЗМЕНЕИЯМ

ПОИСК ЭФФЕКТИВНЫХ РЕШЕНИЙ

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

ПОЛЯ КОНКУРЕНТНЫХ СРАЖЕНИЙ

СИСТЕМА РАННЕГО ОПОВЕЩЕНИЯ

КАК РЕОРГАНИЗОВАТЬ «РАБКРИН»

ОШИБКИ УПРАВЛЕНИЯ

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

АДАПТАЦИЯ К ВНЕШНИМ ИЗМЕНЕНИЯМ

Угрозы и возможности – скорость реагирования

Война, бизнес и стратегия – точки соприкосновения

Стратегический менеджмент и адаптация к внешним изменениям

Информационная неопределенность и потребности в информации

Угрозы и возможности – скорость реагирования

В середине 90-х годов прошлого века целым рядом западноевропейских и североамериканских специализированных консалтинговых фирм проводились исследования на предмет реакции предприятий малого, среднего и крупного бизнеса на изменения внешней среды, предоставляющих как новые дополнительные возможности, так и несущих серьезные угрозы бизнесу.

В результате исследований было установлено следующее.

Все исследуемые категории коммерческих организаций в меньшей степени реагировали на новые открывающиеся возможности. При этом значительный процент предприятий малого и среднего бизнеса все же использовали эти возможности спустя 4 – 6 месяцев после благоприятных изменений внешних условий. Предприятия крупного бизнеса либо не реагировали вовсе, либо это происходило по прошествии 12 – 16 месяцев после благоприятных изменений внешних условий.

При наступлении обстоятельств неблагоприятных, ведущих к прямым убыткам или иным неблагоприятным обстоятельствам, реакция предприятий осуществлялась в более сжатые сроки. Малый и средний бизнес реагировал в среднем по прошествии 2 – 5 месяцев после активизации угрожающих изменений внешней среды. Предприятия крупного бизнеса предпринимали меры защитного характера спустя 11 – 14 месяцев, либо не предпринимали их, вовсе неся убытки и дополнительные расходы.

Знакома ли Вам данная картина? Пытались ли Вы анализировать возникающие затруднения и упущенные возможности? В ходе проведения специализированных тренингов мне не раз приходилось сталкиваться с ситуацией, когда подобные просчеты даже не анализировались. Самое удивительное, что в подавляющем большинстве случаев топ – менеджмент коммерческих организаций игнорирует очевидное – для своевременного предотвращения угроз или использования возможностей необходимо своевременное получение информации (в наилучшем варианте информации превентивного характера).

Для сомневающихся рекомендую провести несложный (правда несколько болезненный) эксперимент, Вы ведь хорошо знаете свою квартиру (или офис), теперь завяжите себе глаза и попробуйте выполнить любые несложные «домашние» занятия в этой хорошо знакомой и, замечу, мало изменчивой обстановке. А если еще попросить домашних слегка переставить мебель? Думаю, эксперимент от этого будет только продуктивней.

А теперь проанализируйте итоги и причины эксперимента. На самом деле Вы всего лишь лишились информации об окружающей среде и источников (Ваше зрение) ее получения.

Если Вы (Ваши топ – менеджеры) не озабочены поиском и сбором информации о факторах наиболее существенных опасностей и возможностей для Вашего бизнеса, то чем Ваше поведение отличается от вышеописанного эксперимента, и какие итоги бизнеса Вы, при этом, ожидаете?

Возврат в начало

Война, бизнес и стратегия – точки соприкосновения

Ну вот, опять нас начинают потчевать военными, армейскими штучками. Чему вообще можно научиться у военных? Возможно Вы так не думаете, хотя мне неоднократно приходилось сталкиваться и с такими мнениями аудитории. Попытаюсь обосновать свою позицию. Так уж сложилось исторически, что все наиболее передовые знания, изобретения и прочие достижения человеческой мысли, по странному стечению обстоятельств, прежде всего, использовались в военном деле (думаю, перечислять не имеет смысла). Это легко объяснимо:

*                  во – первых военная сфера деятельности в наибольшей степени связана с внешними рисками и угрозами;

*                  во – вторых исход боя (или итог военной компании) во многом зависит от принятия верных (правильных) управленческих решений;

*                  в – третьих в случае военного поражения на карту ставиться само существование народа или государства, а потому требуются наиболее эффективные средства выявления и отражения опасности.

Какая связь между войной и бизнесом? По утверждению многих бизнес – теоретиков самая непосредственная. Данная связь особенно ярко прослеживается в конкурентных войнах. Особенности современного бизнеса по своему накалу, скоротечности изменений рыночной сферы, использованию технологических, управленческих и иных возможностей все более приближаются к условиям современного боя. Кстати, в случае поражения участь коммерческой организации может быть незавидной.

Очевидную связь между войной (боевыми действиями) и бизнесом выявили уже давно. Недаром на многих бизнес – курсах, а также в западных университетах в целях изучения основ стратегии используют, как правило, классические труды по военной стратегии Карла фон Клаузевица «О войне» и один из старейших трактатов китайской военной мысли «Искусство войны» одного из гениальных стратегов древности Сунь – Цзы. И поскольку в ходе своей эволюции военное дело постоянно разрабатывало и совершенствовало различные стратегии достижения успеха, очевидно, что такие же или подобные стратегии могут использоваться и в бизнесе, для достижения поставленных целей (а также обеспечения превосходства над прочими оппонентами в бизнесе).

В теории бизнеса, в отличие от военной теории, существует два взгляда на понимание сути стратегии.

В одном случае стратегия – это конкретный долгосрочный план достижения неких целей, а выработка стратегии – это процесс определения (нахождения) этих целей и составление долгосрочного плана по их достижению.

Другой взгляд на стратегию в бизнесе подразумевает долгосрочное качественно определенное направление развития организации, включающее сферу, средства и формы ее деятельности, системы внутрипроизводственных отношений, а также позиции организации в окружающей среде. Иными словами это избранное направление деятельности, которое должно привести организацию к достижению стоящих перед ней целей.

Существует более обобщенное воззрение на стратегию в бизнесе определяемое как заранее спланированная реакция организации на изменения внешней среды, линия ее поведения, избранная для достижения желаемого результата. Что понимается под желаемым результатом? Да собственно ранее определенные и поставленные цели соответствующие коммерческому успеху и процветанию организации.

Что общего можно найти в вышеприведенных определениях стратегии? Конечно же – ЦЕЛИ!!! Любая стратегия определяется ЦЕЛЯМИ, которых необходимо достичь. Отсутствие целей означает невозможность применения стратегии, и, можно сказать, отсутствие стратегии означает, что предприниматель не задумывается о том, к чему конкретно необходимо стремиться и каких целей следует достичь.

В военном деле цели всегда более определены и главная задача – разгромить противника и одержать победу.

В бизнесе цели более расплывчаты, поскольку речь не идет о жизни и смерти в буквальном понимании, однако очень часто речь идет непосредственно о выживаемости и процветании организации. Здесь, в зависимости от направленности, стратегические цели могут быть самыми различными. Например:

*                  долгосрочный план производства определенной продукции с учетом рыночных условий и предъявляемых требований;

*                  увеличение доли объема продаж до определенного процентного уровня;

*                  проникновение на смежные рынки (новых или однотипных товаров);

*                  увеличение клиентской (потребительской) базы;

*                  освоение новых видов товаров и технологий и т.п.

Как видно из приведенных примеров стратегии в бизнесе и военном деле имеют вполне обоснованные точки соприкосновения. Более того, оспаривая мнение некоторых бизнес – теоретиков не желающих видеть очевидную связь между стратегиями войны и бизнеса, возьму на себя смелость утверждать, что подавляющее большинство бизнес – стратегий заимствованы непосредственно из военной сферы.

Эволюция военных стратегий развивалась постепенно. Они претерпевали значительные изменения при появлении новых видов и новых возможностей вооружения и техники, однако любая военная стратегия изначально предназначалась для достижения конечной цели (в данном случае победы над врагом) в постоянно изменяющихся и весьма неопределенных условиях боевой обстановки, что в наибольшей степени соответствует условиям современного бизнеса и рынка.

Возврат в начало

Стратегический менеджмент и адаптация к внешним изменениям

«Лучшая стратегия – всегда быть сильнейшим; сначала в общем, затем – в определяющих пунктах….»

Карл фон Клаузевиц («О войне»)

Каким образом использование стратегии в бизнесе способствует достижению успеха? На первый взгляд все кажется предельно простым и несложным. Достаточно определить конечные цели, ведущие к заветному уровню развития или капитала и следовать намеченным курсом. Однако не все так просто как кажется.

Допустим, Вы полководец (помните о связях военных и бизнес стратегий) и Вам необходимо одолеть противника. В данном случае мы не будем вдаваться в детали, но предположим, что Вы обладаете неким преимуществом, позволяющим одержать победу. Итак, после артподготовки (артиллерийского обстрела) Вы бросили свои войска в прорыв, но противник всеми силами пытается противостоять Вашему натиску. С первыми артиллерийскими залпами он отвел свои войска на запасные позиции, а когда Ваш авангард ворвался в первую линию траншей, уничтожил его заградительным огнем своей артиллерии. Далее противник ввел в бой резерв, и вот уже Ваше преимущество сведено на нет (готовы ли Вы к такому повороту), что решит исход боя?

Это не лирическое отступление, а всего лишь попытка показать, что в бою командир любого уровня сталкивается с постоянно меняющейся и нестабильной обстановкой, иногда прямо влияющей на исход сражения. Вот лишь некоторые из них – первый танковый прорыв на реке Сомме, газовая атака на реке Ипр, появление автоматического оружия. Военная история изобилует примерами других досадных промахов и просчетов, а также «случайных» побед.

В принципе с подобной постоянно меняющейся и нестабильной обстановкой приходиться сталкиваться и предпринимателям, независимо от сферы рынка и объема бизнеса. Каждый день появляются и исчезают новые конкуренты, товары и технологии, издаются и пересматриваются законодательные и нормативные акты, взлетают и падают курсы акций и валют и т.д.

Что может противопоставить этому предприниматель? Стратегический менеджмент. Стратегический менеджмент. Повторюсь еще раз. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ!!!

Главная цель стратегического управления организацией – развитие потенциала и поддержание стратегической способности организации к выживанию и эффективной деятельности в условиях нестабильной внешней среды.

Сущность стратегического управленияформирование и реализация стратегии развития организации на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений в ее деятельности с целью поддержания способности к выживанию и эффективной деятельности в условиях неопределенной и нестабильной внешней среды.

Именно здесь кроется универсальный ключ к адаптации к внешним изменениям, конкретно в непрерывном контроле и оценке происходящих изменений.

По утверждению нейрофизиологов любой среднестатистический водитель легкового автомобиля в среднем до 90 раз в секунду осуществляет сравнение (на уровне нейронной деятельности) текущей дорожной обстановки с предыдущей (т.е. ситуацией произошедшей 1/90 долю секунды тому назад). Таким образом водитель осуществляет непрерывный контроль и оценку изменений дорожной обстановки. Кстати, употребление алкоголя снижает частоту контроля дорожной обстановки до 5 – 10 раз в секунду, что не всегда предоставляет возможность водителю (учитывая скорость и иные факторы) своевременно среагировать на изменение текущей ситуации.

Кто осуществляет непрерывный контроль и оценку происходящих изменений в военной сфере? Об этом можно узнать из трудов классиков военной мысли. Рекомендую – Сунь – Цзы «Искусство войны», глава 13 или Мориц Саксонский «Размышления о военном искусстве», глава 10. Для тех, кто не имел чести ознакомиться с трудами классиков военной стратегии, поясню – в данных главах указанных произведений речь идет о роли и месте разведки в достижении победы (конечной цели). Роль и место разведки, в том числе разведки коммерческой мы еще рассмотрим более подробно в дальнейшем. Сейчас речь о другом.

Мы рассмотрели (правда очень поверхностно), как осуществляется непрерывный контроль и оценка происходящих изменений водителем и воинскими формированиями.

Остается один вопрос.

Как осуществляется непрерывный контроль и оценка происходящих изменений в Вашей коммерческой организации?

Кстати это действительно один из ключевых вопросов в отношении эффективной адаптации к изменениям внешней среды. От того,

*                  насколько налажена система обзора (мониторинга) изменений внешней среды,

*                  насколько полно собирается информация о выявленных изменениях,

*                  насколько данная информация оценивается на важность и достоверность,

*                  и наконец, насколько быстро она доводиться до руководства (топ – менеджмента),

во многом зависит способность организации эффективно адаптироваться к изменениям внешней среды, а в конечном итоге к достижению процветания и коммерческой состоятельности.

Возврат в начало

Информационная неопределенность и потребности в информации

Водитель, желающий прибыть из пункта А в пункт Б, ставит перед собой стратегическую цель – достигнуть пункта Б. Отслеживая дорожную обстановку, фактически осуществляя сбор информации в отношении текущих рисков и возможностей, расположенных в зоне своего визуального контакта, водитель осуществляет сбор текущей информации или, иными словами, тактической и оперативной информации, соответствующей тактическим и оперативным целям. Достижение тактических и оперативных целей способствует достижению стратегической цели. Так, победа в бою или ряде сражений способствует успеху (победе) военной компании.

Гораздо сложнее вышеприведенной ситуации обстоит вопрос со сбором информации в военной сфере. Однако и здесь, ради достижения стратегических целей, сбор информации осуществляется по трем направлениям:

*                  стратегическая информация;

*                  оперативная информация;

*                  тактическая информация.

Каждый вид информации имеет свои особенности, однако, нас больше интересует приложение данных теорий к предпринимательской деятельности.

Мы остановились на непрерывном контроле и оценке происходящих изменений для эффективной адаптации к внешним изменениям. Легко декларировать обязанность мониторинга и сбора информации, однако очень часто не совсем понятно о какой информации идет речь.

Для начала классифицируем информацию, необходимую для достижения стратегических целей.

*                  Стратегическая информация представляет собой совокупность факторов и аналитических данных позволяющих сделать заключения относительно основных аспектов движущих сил и тенденций на рынке деятельности с учетом регионального, государственного, а также международного положения. Информация стратегического характера охватывает более широкие проблемы, имеющие долгосрочные перспективы, стоящие непосредственно перед высшим руководством фирмы, нежели информация оперативного и тактического характера. В большинстве случаев, по способу получения, это выводная информация. Она предназначена для управления стратегическими комплексными рисками в предпринимательстве, а также выявления и адаптации к долговременным изменениям внешней среды.

*                  Оперативная информация касается различных предпринимательских рисков возникающих в ходе повседневной деятельности фирмы и требующих быстрого, оперативного и грамотного реагирования (принятия управленческих решений). Оперативная информация может свидетельствовать о нехватке, какой либо важной информации (намекая на источник) стратегического или тактического характера.

*                  Тактическая информация представляет собой информацию о конкретных событиях, фактах и предназначена для линейных подразделений (отделов) фирмы в процессе повседневной деятельности. Тактическая информация может положить начало поиску новых групп риска, либо свидетельствовать о том, что необходима дополнительная информация.

Возможно мне возразят – ну и что, как конкретно идентифицировать требуемую информацию? Отвечу, идентификация и выявление требуемой информации НЕВОЗМОЖНО, если Вы НЕ ОПРЕДЕЛИЛИСЬ с Вашими СТРАТЕГИЧЕСКИМИ ЦЕЛЯМИ!

*                  К чему мы стремимся? Чего хотим достичь? Каковы наши конкретные цели в будущем? И т.п.

Именно Ваши цели определяют Ваши информационные потребности. Нет целей – нет потребностей в информации, все предельно просто. Как выявляются информационные потребности? Изначально ставятся стратегические цели (или задачи), далее методом анкетирования высшего и среднего управленческого звена организации выявляются потребности в информации стратегического и оперативного характера. Методом опроса персонала передовой линии (грубо говоря продавцов) выявляются потребности в информации тактического характера.

По опыту зарубежных и российских компаний (естественно использующих подобные возможности) информация собирается по трем основным направлениям:

*                  Стратегические решения и действия, в том числе разработка стратегических планов и стратегий.

*                  Информация «раннего выявления» рисков и возможностей, в том числе инициативы конкурентов, технологические сюрпризы и действия правительства (государственных органов и т.п.).

*                  Описание основных участников рынка, в том числе конкурентов, клиентов, поставщиков, регулирующих органов и потенциальных партнеров.

Какие преимущества получает организация, озаботившаяся выявлением информационных потребностей и сбором соответствующей информации?

Вы помните об условиях информационной неопределенности, окружающей предпринимателя при принятии важных управленческих решений? А, что Вы думаете по поводу нестабильной и быстроизменяющейся рыночной обстановки?

Кто сможет действовать в сфере своего бизнеса более уверенно? Если не уверены в ответе, повторите эксперимент с завязанными глазами (см. раздел угрозы и возможности – скорость реагирования).

Последний вопрос.

А как выявляются потребности в информации в Вашей организации?

«Сведения о противнике составляют основу всех идей и действий на войне»

Карл фон Клаузевиц («О войне»)

Возврат в начало

ГЛАВНАЯ | ВВЕДЕНИЕ | АДАПТАЦИЯ К ВНЕШНИМ ИЗМЕНЕИЯМ | ПОИСК ЭФФЕКТИВНЫХ РЕШЕНИЙ | ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ |

ПОЛЯ КОНКУРЕНТНЫХ СРАЖЕНИЙ | СИСТЕМА РАННЕГО ОПОВЕЩЕНИЯ | КАК РЕОРГАНИЗОВАТЬ «РАБКРИН» | ОШИБКИ УПРАВЛЕНИЯ | ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

Контакты:

Эл.  почта: genrih-lemke@mail.ru

Сайт управляется системой uCoz