ГЛАВНАЯ

ВВЕДЕНИЕ

АДАПТАЦИЯ К ВНЕШНИМ ИЗМЕНЕИЯМ

ПОИСК ЭФФЕКТИВНЫХ РЕШЕНИЙ

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

ПОЛЯ КОНКУРЕНТНЫХ СРАЖЕНИЙ

СИСТЕМА РАННЕГО ОПОВЕЩЕНИЯ

КАК РЕОРГАНИЗОВАТЬ «РАБКРИН»

ОШИБКИ УПРАВЛЕНИЯ

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

ПОЛЯ КОНКУРЕНТНЫХ СРАЖЕНИЙ

Поля конкурентных сражений или почему Россия не Америка?

Особенности национального бизнеса

Против или в отношении кого работать?

О военной или коммерческой доктрине

Поля конкурентных сражений или почему Россия не Америка?

Вероятно многие, зашедшие на эту страничку, подумали, что речь пойдет о широко используемых в менеджменте и маркетинге различных теориях. Например, известной модели «пяти сил» конкуренции Майкла Портера, особенностях SWOT (TOWS) или PEST анализа, теориях использования матриц Бостонской и Mc Kincey консультационных групп. Не хочется Вас разочаровывать, но, к сожалению (или к счастью) ничего из вышеперечисленного обсуждать мы не будем.

Желающих, подробнее ознакомиться с указанными методиками отправим, ненавязчиво, к фундаментальным источникам. Например, курсу MBA, работам А.Н. Матанцева, Б.Е. Токарева и иных специалистов, найти которые не составляет особого труда.

Поговорим об особенностях российского бизнеса, кстати, свойственных многим рынкам стран СНГ на бывшем экономическом и территориальным пространстве СССР.

Есть ли необходимость детализировать эти особенности? Думаю, что для российского предпринимателя особой надобности в такой детализации нет. И все же, уточним один ключевой момент. В название этой странички вкралась смысловая ОШИБКА. Дело в том, что смысл фразы «поля конкурентных сражений» несколько различен для предпринимателя из России и, например, для западного бизнесмена.

Поэтому, во избежание дальнейших осложнений и недопонимания, предлагаю под термином конкурент (конкурентный) использовать термин ОППОНЕНТ в его английском смысловом значении.

The opponent – ПРОТИВНИК.

В отличии от своего западного коллеги, российский бизнесмен сталкивается с рисками и угрозами несколько иного порядка, иногда более существенными и менее управляемыми. Данное состояние усугубляется весьма бесправным положением российского бизнесмена в случае столкновения его интересов с интересами законными или незаконными представителей властей, органами законодательной и исполнительной власти, и, наконец, с интересами легионов мелких и чуть более крупных чиновников со «смешной» зарплатой, но серьезными аппетитами.

ХОРОШИЕ НОВОСТИ

Западный бизнесмен, привыкший к определенным правилам делового оборота, попав в реалии российской деловой жизни, очень часто оказывается несостоятельным. Нередко он не понимает – ЗА ЧТО надо платить?! – ведь все его претензии и запросы СПРАВЕДЛИВЫ и ЗАКОННЫ, конечно, с его точки зрения, но не с точки зрения чиновника принимающего решения.

Извечные беды России (дураки и плохие дороги) не раз служили ей добрую службу. Например, не было ни одного агрессора, не увязшего на наших просторах.

До тех пор, пока Россия находится вне ВТО (Всемирной торговой организации) западный бизнесмен не будет чувствовать себя уверенно на нашей территории, а значит, российский предприниматель будет иметь преимущество.

ДА Россия не Америка и не Европа, но и в этом имеются и свои угрозы, и свои возможности.

Возврат в начало

Особенности национального бизнеса

Поле современного российского бизнеса больше напоминает поле битвы. Предприниматель сталкивается с многочисленными факторами угроз своей деятельности. Угрозы эти не ограничиваются наличием конкурентов и конкуренцией в целом. Специфика российского бизнеса весьма многогранна. Например, в Ваш офис может «вдруг» пожаловать пожарник и измерить длину шнура Вашего холодильника, и если она (эта длина шнура) не впишется в стандарт, что в первую очередь зависит от настроения пожарника, то Ваш офис могут закрыть по соображениям пожарной безопасности. А сколько существует иных инстанций, обладающих контрольными функциями и, просто таки обожающих осуществлять их в рамках (а часто за рамками) своих полномочий. При этом, опять таки в отличие от западных деловых стандартов, ЗАКОННО оспорить часто незаконные действия контролирующих или иных органов не представляется возможным. Здесь необходимо учитывать специфику российского судопроизводства, НЕЗАВИСИМОСТЬ судов (например, Басманного) от других ветвей власти и местных властей и т.п.

Поэтому предприниматель в России вынужден не просто вести свое дело в батальных условиях, но, вдобавок ко всему, поле бизнеса густо заминировано различными минами и фугасами мелких, средних и крупных калибров. Многое зависит и от самого бизнеса, и от его личности и от отношений с окружающей средой и властями. Там, где не достанут бандиты, может достать государство. Примеры Ходорковского и Гусинского далеко не первые и не последние в истории бизнес – баталий. В сложившейся ситуации выявление рисков и угроз для бизнеса первейшая задача для предпринимателя. Эту работу необходимо проводить в целях организации адекватного противодействия возникающим угрозам или использования открывающихся возможностей.

С какими угрозами может столкнуться предприниматель? Да пожалуй, все и не перечислить, однако, можно выделить основные группы:

                    I.                        Со стороны государства – изменение законодательства, регламентирующего бизнес в той или иной мере; осуществление контрольных функций различными органами; личные интересы представителей органов исполнительной и законодательной власти; объявление компаний о различных видах борьбы (например, борьба с иномарками); кому – то просто нравится Ваш бизнес (споры хозяйствующих субъектов) и т.п.

                  II.                        Со стороны конкурентов – усиление конкурентной борьбы (с применением методов недобросовестной конкуренции); появление новых конкурентов; выброс новых товаров или товаров заменителей; лоббирование своих интересов в государственных структурах; активное использование методов конкурентного подавления и промышленного шпионажа и т.п.

                III.                        Со стороны криминалитета – угрозы, как правило, лаконичны и заключены в одной фразе – «надо делиться с «хорошими» парнями»

               IV.                        Со стороны рыночного сегмента (в котором Вы работаете) – смена приоритетов на рынке; появление новых товаров (технологические прорывы); новые технологии производства, менеджмента и маркетинга, позволяющие существенно снизить издержки, повысить прибыль и привлечь новых клиентов; утрата привлекательности Ваших товаров или услуг; появление возможности выхода на смежные или новые рынки и т.п.

Конечно, многое зависит от особенностей и сферы бизнеса, от объемов финансового оборота (чем больше денег, тем больше желающих «проконтролировать»), однако можно с уверенностью сказать, что в той или иной степени все указанные группы оказывают на бизнес влияние в большей или меньшей степени.

Возврат в начало

Против или в отношении кого работать?

Действительно находясь в кольце «врагов» против кого и как работать? Принципы и методики деятельности не претерпели существенных изменений с древнейших времен. Многое зависит непосредственно от Ваших стратегических целей и от той деятельности, которую предпринимают Ваши оппоненты (в английском смысле) как в своем сегменте рынка, так и в отношении Ваших бизнес – интересов. Большое значение имеет и степень опасности той или иной деятельности оппонента для Вашего дела. В подобных условиях:

*                  некто И. Сусанин, например, предпринял экскурсию по местным болотам с группой польских товарищей;

*                  а германский генеральный штаб (в 1917 году) переправил через свою территорию в страну главного противника другую группу товарищей из нейтральной Швейцарии в запломбированном вагоне. Правда здесь германские стратеги не просчитали всех последствий, и аукнулось всем и надолго, а впрочем, периодически аукается до сих пор.

Ваши действия также могут отличаться разнообразием, в зависимости от конечных стратегических целей и задач, от активных наступательных действий, до свертывания основной деятельности и поиска выхода на другие, новые или смежные рынки и выезда на ПМЖ в другую страну.

В любом случае, для каждого рынка товара и каждой коммерческой организации должны быть идентифицированы наиболее опасные (приоритетные) для нее оппоненты.

В роли оппонентов может выступать кто угодно, от «злобных» рыночных конкурентов, до «голодных» чиновников местной администрации (не забудьте и другой контингент, от СЭС и пожарной инспекции, до МВД, ФСБ и иже с ними). Перефразируя известное высказывание из фильма «Формула любви» можно сказать следующее:

«….Она сняла с себя последнюю одежду и тоже бросилась в бурное море (бизнеса), и сия пучина поглотила ея в один момент. В общем, все умерли….»

РЕКОМЕНДАЦИЯ

Когда Ваша команда профессионалов приступит к делу настройте их на то, что они работают не «ПРОТИВ» кого – то, а занимаются самыми обычными исследованиями (на худой конец, работают в отношении кого – то). А для особо чувствительных и этичных товарищей, процитирую выдержку из Федерального закона № 98 «О КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЕ», принятого Государственной думой 9 июля 2004 года и подписанного Президентом Российской Федерации 29.07.04.

Пункт 2 статьи 4 данного закона гласит:

2. Информация, самостоятельно полученная лицом при осуществлении исследований, систематических наблюдений или иной деятельности, считается полученной законным способом несмотря на то, что содержание указанной информации может совпадать с содержанием информации, составляющей коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо.

Возьму на себя смелость утверждать, что в бизнесе, как и в жизни, каждый человек в праве знать своих недругов и недоброжелателей, которых мы свели воедино под термином – the opponents и не работайте ПРОТИВ кого – то, осуществляйте исследования стратегических предпринимательских рисков.

Рутинный вопрос на засыпку.

Вы, конечно – же, идентифицировали ПРИОРИТЕТНЫХ оппонентов для Вашего дела?

Возврат в начало

О военной или коммерческой доктрине

Уверен что не имеет смысла раскрывать сущность и значение военной доктрины, во первых это не так интересно, а во вторых не имеет особой ценности для бизнеса, за исключением одного и, весьма важного, момента. Военная доктрина определяется внешней политикой государства. Как правило, все страны провозглашают «миролюбивые» оборонные доктрины. Действительно, даже политическая верхушка III рейха декларировала исключительно мирные инициативы и такие исторические события, как например, аннексия Австрии, Судетской и Рурской областей пропагандировались как объединение немецкого народа.

На самом деле истинная военная доктрина и намерения государства не обнародовались. К примеру миролюбивая политика и оборонная военная доктрина Советского Союза в разгар «холодной войны», предусматривала не только активную разведывательную деятельность в военной, политической и экономической областях, но и нанесение превентивных ядерных ударов по стратегическим районам стран главного противника. Иногда ситуация принимала несколько комичный оборот. Например, немногие знают, что примерно в те – же времена запрещалось упоминание Китая в любых областях, способных обострить и без того натянутые отношения. Поэтому в некоторых Вузах Министерства Обороны изучалась стратегия, тактика, вооружение и организация войск «сопредельной стороны» (без конкретного упоминания государства).

Иными словами правительства государств (по аналогии с бизнесом топ – менеджмент) предпочитали и предпочитают держать свои стратегические планы и намерения в тайне. ПОЧЕМУ? Да только для того, чтобы the opponents не предпринимали заранее мер противодействия и как можно дольше не мешали (вмешивались) осуществлению стратегических замыслов и планов, особенно если эти планы напрямую затрагивают «кровные» интересы упомянутых the opponents.

Все сказанное в полной мере относится и к коммерческим стратегиям и намерениям. Не допускайте утечки информации о Ваших устремлениях, целях и задачах. Этим Вы существенно облегчите свой путь к заветным целям и коммерческому процветанию своего дела.

Оборотная сторона данного утверждения.

Ничто не мешает Вам декларировать Ваши генеральные цели и задачи. Важно помнить, можно говорить правду, но НЕ ВСЮ ПРАВДУ, можно называть направления, но слегка дистанцировать их (по курсу и тангажу) для сторонних слушателей.

Главной целью такого информирования может быть – психологическое воздействие на лиц из лагеря the opponents, использующих данную информацию, чтобы ввести их в заблуждение, заставить принять определенные решения, ведущие к тем или иным действиям, наносящим ущерб лицу или организации, принимающему это решение.

Собственно большинство технологий «военной хитрости» в своей основе подразумевают подобное использование интересующей the opponents информации.

Возврат в начало

ГЛАВНАЯ | ВВЕДЕНИЕ | АДАПТАЦИЯ К ВНЕШНИМ ИЗМЕНЕИЯМ | ПОИСК ЭФФЕКТИВНЫХ РЕШЕНИЙ | ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ |

ПОЛЯ КОНКУРЕНТНЫХ СРАЖЕНИЙ | СИСТЕМА РАННЕГО ОПОВЕЩЕНИЯ | КАК РЕОРГАНИЗОВАТЬ «РАБКРИН» | ОШИБКИ УПРАВЛЕНИЯ | ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

Контакты:

Эл.  почта: genrih-lemke@mail.ru

Сайт управляется системой uCoz