ГЛАВНАЯ

ВВЕДЕНИЕ

АДАПТАЦИЯ К ВНЕШНИМ ИЗМЕНЕИЯМ

ПОИСК ЭФФЕКТИВНЫХ РЕШЕНИЙ

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

ПОЛЯ КОНКУРЕНТНЫХ СРАЖЕНИЙ

СИСТЕМА РАННЕГО ОПОВЕЩЕНИЯ

КАК РЕОРГАНИЗОВАТЬ «РАБКРИН»

ОШИБКИ УПРАВЛЕНИЯ

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

ОШИБКИ УПРАВЛЕНИЯ

Классификации ошибок

Ошибки исполнителей

Ошибки руководства

Фатальные ошибки - когда исследования не пригодятся

Классификации ошибок

Вспоминаю, как впервые попав в ряды Советской еще армии и проходя обучение в одной из «учебок» ГСВГ (Группа Советских Войск в Германии), т.е. являясь, по сути, молодым и зеленым солдатом, как – то отстраненно воспринимал информацию командиров и наставников о том, что все воинские уставы «написаны КРОВЬЮ».

Позднее, мне не раз довелось убедиться в истинности данного утверждения. И хотя, к теме, которую мы обсуждаем, это в полной мере не относится, не могу не затронуть тему ОШИБОК УПРАВЛЕНИЯ, допустив которые предприниматель рискует потерпеть полное фиаско для своего дела. И, несмотря на то, что ошибки, о которых пойдет речь, возможно и не доведут до крови, в прямом смысле слова, они могут привести к ПРЯМОМУ КРАХУ Вашего бизнеса.

Считаю целесообразным сделать оговорку – данная классификация ошибок управления не является в полной мере профессиональной, ибо профессиональную классификацию оставляю за профессионалами – теоретиками менеджмента, маркетинга и другими смежными специалистами.

Предлагаю на суд посетителя классификацию ошибок непрофессиональную, с которой мне приходилось и приходится сталкиваться в процессе собственной экспертно – консультационной деятельности. А посему!

В процессы информационно – аналитического обеспечения стратегического менеджмента и сопровождения стратегических решений могут вкрадываться различного рода ошибки и, поскольку сам процесс такого обеспечения носит характер тесного взаимодействия и информационного обмена между различными управленческими звеньями (высшего и среднее) организации и ее специальной исследовательской команды, можно с уверенностью классифицировать следующие группы ошибок:

*                  Ошибки исполнителей.

Применительно к нашей теме это – в первую очередь ошибки, которые могут допустить (и допускают) сотрудники Вашей специальной исследовательской команды. О причинах таких ошибок – в соответствующем разделе.

*                  Ошибки руководства.

Здесь мы поговорим об ошибках руководства и некоторых причинах их возникновения. Об этих ошибках также – в соответствующем разделе.

*                  Фатальные ошибки.

В завершении разборов наших (и не наших) полетов, рассмотрим небольшую группу фатальных ошибок. Данный класс ошибок исходит и зависит исключительно от руководства организации. Совершение таких, во многом хрестоматийных, ошибок вдет к совершенной бесполезности той исследовательской деятельности, о которой мы ведем речь.

Следует учитывать и то обстоятельство, что ошибки, в силу различных причин, могут возникать и при проведении в жизнь даже правильных решений.

Как ни странно, но работа по выявлению ошибок и корректированию деятельности организации в целях их исправления, также находится в компетенции Вашей исследовательской команды профессионалов.

Возврат в начало

Ошибки исполнителей

Итак, первый и весьма значительный класс ошибок относится к промахам и недочетам работы исполнителей. Под исполнителями, в данном случае, будем иметь в ввиду как специалистов Вашей исследовательской команды профессионалов, так и сотрудников прочих подразделений вашей организации, причастных, в той или иной степени, к сбору и накоплению данных.

Существенным вкладом в минимизацию ошибок, исходящих от исполнителей, является тщательный подбор действительно наиболее опытных специалистов в исследовательскую команду. Они должны хорошо разбираться во всех тонкостях своей сферы деятельности. Знать характер и причинно – следственные взаимосвязи развития рыночных тенденций (ситуаций) и уметь работать (осуществлять прогнозирование и делать выводы) в условиях неполной, порядка 40% – 60%, информации. Наконец, они должны обладать мужеством прямого доклада НЕПРИЯТНЫХ ИЗВЕСТИЙ И НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ПРОГНОЗОВ руководству, ОСОБЕННО В ТЕХ СЛУЧАЯХ, когда руководство предприняло какие – либо НЕВЕРНЫЕ РЕШЕНИЯ или ДЕЙСТВИЯ.

Оставшиеся ошибки в основном связаны с особенностями получения не всегда достоверной информации и качеством ее обработки и проверки.

В практике информационно – аналитической деятельности имеют широкое хождение около 18 наиболее распространенных видов различных ошибок. Подавляющее большинство из них связано с различными искажениями информации при ее получении, фиксировании (на тех или иных носителях), переводе и передаче между различными пользователями. Вспомним популярную детскую игру «испорченный телефон».

Еще один значительный блок ошибок связан с укрывательством или нежеланием различных групп пользователей делиться информацией, имеющейся в различных информационных массивах организации, с сотрудниками Вашей исследовательской команды.

Ошибки интерпретации информации, недоиспользование информации, использование устаревшей информации, дезинформация – все это ошибки влияющие на достоверность и своевременность выводной информации. Результат данных ошибок – неверные прогнозы и рекомендации, неправильное понимание сути возникающих проблем, неверное (ошибочное) ВИДЕНИЕ будущего развития ситуации и рынка.

ЧТО МОЖНО ПРОТИВОПОСТАВИТЬ УКАЗАННЫМ ОШИБКАМ?

Два основных фактора:

                    I.                        Профессионализм, опыт и мастерство Вашей исследовательской команды.

                  II.                        Целенаправленная деятельность вышеуказанной команды, направленная на качественную и всестороннюю проверку и обработку поступающих сведений и данных.

Думаю, что в дополнительных комментариях эти факторы не нуждаются.

Полагаю, что на этом следует ограничится описанием ошибок исполнителей, поскольку это не так интересно для Вас – предпринимателей и владельцев бизнеса.

Возврат в начало

Ошибки руководства

Гораздо подробнее остановимся на ошибках руководства, поскольку именно они имеют наиболее важное значение для бизнеса и достижения стратегических целей предпринимателя.

«Решения, принимаемые единолично, исключительно на основе личного опыта, вводящего в заблуждение»

Наиболее распространенная ошибка предпринимателей, выражаемая фразой – «Я полностью владею ситуацией на рынке и обладаю опытом, никакая дополнительная информация мне не нужна!». Многие бизнесмены данной формации (в том числе западные), «не нуждающиеся в дополнительной информации», сталкиваясь с реалиями современного динамичного бизнеса, вынуждены покидать деловую арену. Примером могут служить участившиеся банкротства известных предприятий и предпринимателей, таких, например, как фирма «GRUNDIG».

«Этого не может быть, потому что не может быть НИКОГДА»

Весьма распространенная ошибка, когда даже очевидная информация игнорируется, поскольку не соответствует внутренним убеждениям и, возможно, опыту предпринимателя. Кроме того, убежденность такого рода очень часто связана с ситуацией проведения в жизнь какой – либо стратегической линии, возможно и верной при ее разработке, но ставшей ошибочной (требующей корректировки) из – за изменения окружающей обстановки. Суть ошибки – игнорирование неприятных известий и иной информации, свидетельствующих об ошибочности стратегии или принятых решений.

«Решения, принимаемые на основе специально продвинутых, дезинформационных сведениях и данных»

Ошибка, базирующаяся на неверно интерпретированных, недостаточно проверенных или специально представленных сведений. Если подобная информация разрабатывается специалистами, распознать ее довольно сложная, но вполне реальная задача, поскольку всегда имеется большая или меньшая степень несоответствия между такой информацией и реальной обстановкой.

Если подобная информация дезинформационного характера отвечает внутренним убеждениям, ожиданиям и опыту руководства, управленческая ошибка способна перейти в разряды:

*                  «Решения, принимаемые единолично, исключительно на основе личного опыта, вводящего в заблуждение»;

*                  «Этого не может быть, потому что не может быть НИКОГДА».

«Управленческие решения, принятые под влиянием ВНЕЗАПНЫХ событий или изменений»

Характеризуются принятием решений без получения проверенной и достоверной информации. Как правило, такие решения (в отсутствие информации) принимаются исходя из принципа, что неизвестные (неисследованные) факторы будут проявлять себя наиболее логически и целесообразно.

Действительность часто опровергает тезис логичности и разумности развития новых неисследованных факторов угроз и возможностей.

«Выбор неверного решения из двух равнозначных альтернатив, представленных исследовательской командой»

Весьма часто случаются ситуации, когда Ваша исследовательская команда не убеждена в своей правоте и представляет Вам сценарии деятельности оппонентов, которые выглядят чересчур обтекаемыми и не могут быть использованы при принятии решений.

Иногда Ваши специалисты представляют равновероятные (т.н. бинарные) прогнозы развития ситуации, тогда как от них требуется наиболее вероятный сценарий развития ситуации, который они обязаны отстаивать.

Необходимо помнить, что бинарный вывод (гипотеза с двумя равными по возможности вариантами развития)свидетельствует, либо о недостатке имеющейся информации, либо недостаточной компетенции Вашей исследовательской команды. Если подобное происходит часто, задумайтесь – тех ли специалистов Вы подобрали для данной работы.

Это наиболее распространенные ошибки, по крайней мере из тех, с которыми мне приходилось сталкиваться при «разборе полетов».

Возврат в начало

Фатальные ошибки - когда исследования не пригодятся

В заключение раздела необходимо отметить ряд буквально «фатальных» ошибок, допуск или игнорирование которых поставит всю организацию системы специальных исследований угроз и возможностей если не на грань краха, то, во всяком случае, сведут ее эффективность к нулю.

Основные ошибки выражаются:

*                  В НЕСОБЛЮДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ и принципов предъявляемых к специальной исследовательской бизнес – единице (представленных на страницах данного сайта);

*                  В ПРИНИЖЕНИИ СТАТУСА Вашей исследовательской команды профессионалов и ее руководителя (определяется неверным позиционированием данной бизнес – единицы в иерархии подчиненности фирмы);

*                  в привлечении к осуществлению исследовательской деятельности НЕПРОФЕССИОНАЛОВ (т.е. людей не являющихся специалистами в сфере бизнеса организации);

*                  В НЕЖЕЛАНИИ менеджеров разного уровня (и сотрудников линейных отделов) ДЕЛИТЬСЯ ИМЕЮЩЕЙСЯ ИНФОРМАЦИЕЙ с сотрудниками исследовательской команды;

*                  В НЕДОВЕРИИ к конечному продукту (прогнозной выводной информации) и рекомендациям исследовательской команды со стороны высшего и среднего управленческого звена (менеджеров различных уровней) и, как следствие, игнорирование сведений и данных;

*                  В НЕГОТОВНОСТИ к ВОСПРИЯТИЮ (и прямом игнорировании) информации, разрушающей прежние представления и ожидания и доказывающей ошибочность решений или принятого стратегического курса.

Если Вы подвержены искусу допускать или игнорировать подобные ошибки, то не стоит и начинать развертывание подобной исследовательской деятельности, ничего, кроме РАЗОЧАРОВАНИЯ, она Вам не принесет.

Возврат в начало

ГЛАВНАЯ | ВВЕДЕНИЕ | АДАПТАЦИЯ К ВНЕШНИМ ИЗМЕНЕИЯМ | ПОИСК ЭФФЕКТИВНЫХ РЕШЕНИЙ | ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ |

ПОЛЯ КОНКУРЕНТНЫХ СРАЖЕНИЙ | СИСТЕМА РАННЕГО ОПОВЕЩЕНИЯ | КАК РЕОРГАНИЗОВАТЬ «РАБКРИН» | ОШИБКИ УПРАВЛЕНИЯ | ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

Контакты:

Эл.  почта: genrih-lemke@mail.ru

Сайт управляется системой uCoz