ГЛАВНАЯ

ВВЕДЕНИЕ

АДАПТАЦИЯ К ВНЕШНИМ ИЗМЕНЕИЯМ

ПОИСК ЭФФЕКТИВНЫХ РЕШЕНИЙ

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

ПОЛЯ КОНКУРЕНТНЫХ СРАЖЕНИЙ

СИСТЕМА РАННЕГО ОПОВЕЩЕНИЯ

КАК РЕОРГАНИЗОВАТЬ «РАБКРИН»

ОШИБКИ УПРАВЛЕНИЯ

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

Гадание на кофейной гуще и стратегические прогнозы

Перспективное видение и процессы реструктуризации

Перспективное прогнозирование – дополнительные возможности

Проклятие Кассандры

Гадание на кофейной гуще и стратегические прогнозы

Возможно, что у многих тема перспективного прогнозирования вызовет саркастическую ухмылку. Действительно, казалось бы, нет ничего более неблагодарного, чем прогнозирование. Это ассоциируется, прежде всего, с прогнозами погоды или спортивных соревнований. Вероятно, многим вспомнятся политические прогнозы, а у наиболее памятливых, наверняка всплывет в памяти прогноз шестилетней давности от некоего высшего должностного лица о том, что дефолта не будет.

К различным прогнозам имеет отношение громадное количество народа, от профессиональных астрологов и шарлатанов, до солидных научно – исследовательских учреждений. Кстати, весьма значительное количество таких НИИ располагаются под крышей различных спецслужб.

Почему прогнозам часто не доверяют? Ну конечно потому, в первую очередь, что они не всегда сбываются. И, тем не менее, существует довольно много разнообразных структур, осуществляющих прогнозирование на профессиональной основе.

Что такое – стратегическое перспективное прогнозирование? Попытаемся проанализировать.

Установим сразу – прогнозирование, практически не имеет ничего общего с гаданием. Почему практически? Ну, слегка кривя душой, все – таки в прогнозах, причем любых, элемент гадания все же присутствует, поскольку в дело всегда может вмешаться элемент случайности или ошибки иного рода.

В целом достоверный (или максимально приближенный к достоверности) прогноз основывается на хорошем знании:

*                  рынка и особенностях его развития в долгосрочной перспективе;

*                  действующих угроз и возможностей и причинно – следственных связей их возникновения и развития;

*                  перспективных и пограничных технологий, способных оказать существенное влияние на бизнес;

*                  закономерностей развития политической, экономической и социальной ситуации в стране (помните об элементах случайности).

Однако, для достоверного перспективного прогноза жизненно крайне необходимо экспертное «ВИДЕНИЕ» (будущего конечно)!!!

Что такое ВИДЕНИЕ? На самом деле это очень емкое понятие, включающее достаточное количество различных факторов и понятий. Вот лишь некоторые из них:

*                  это образное представление будущего (страны, рынка, своей организации) в долгосрочной перспективе;

*                  это образное представление деятельности организации (рыночного окружения) и перспектив его развития;

*                  и т.п.

Одна из его ключевых характеристик – «ГОРИЗОНТ ВИДЕНИЯ» – период отдаленности во времени формируемого ОБРАЗА (ВИДЕНИЯ). Горизонт видения может быть различным, от нескольких месяцев до нескольких лет. Как правило, горизонт видения равен, по отдаленности, продолжительности (отдаленности) Ваших стратегических целей и задач.

Видение относится исключительно к будущему, оно исчезает или утрачивает значимость и значение при достижении желаемого состояния, то есть когда Вы достигли запланированных стратегических целей и задач. После этого, его необходимо сформулировать вновь, вместе с новыми стратегическими целями и задачами.

Для чего я заостряю Ваше внимание на данном элементе перспективного прогнозирования? Потому, что многие предприниматели не учитывают данный элемент при разработке стратегии своих предприятий, а в результате количество критических ошибок и различных случайных элементов, прямо влияющих на бизнес, вырастает в геометрической прогрессии. Это, в свою очередь, не дает возможности достичь запланированных стратегических целей и вынуждает предпринимателя постоянно бороться с возникающими проблемами.

Еще одна проблема связанная с видением. Чуть раньше мы уже говорили о персонале Вашей специальной «разведывательной» команды. Есть ли у Вас сотрудники, способные профессионально и экспертно формировать «ВИДЕНИЕ БУДУЩЕГО». Сразу хочу отметить, что на это способен далеко не каждый сотрудник.

При наличии профессиональной исследовательской (или разведывательной) команды, владеющей необходимыми знаниями и навыками (смотри выше) – реально получение перспективных стратегических прогнозов.

В конце раздела, обычные наводящие вопросы.

Каким образом, осуществляете перспективное прогнозирование Вы?

Поставьте галочку в нужном месте:

гадание на кофейной гуще

жребий

астрология

цыгане

расчет на «АВОСЬ»

иное

Возврат в начало

Перспективное видение и процессы реструктуризации

Итак, у Вас на столе лежит свеженький перспективный стратегический прогноз о ситуации, которая наступит в отдаленном, или более близком будущем. Зачем он Вам нужен? Ведь повлиять на будущее Вы не в состоянии! Или, а может? Ну ведь нужен же он, в смысле прогноз, для чего – то? Да. Интуиция, в очередной раз, Вас не подвела.

«Всякая коммерция – это попытка предвидеть будущее».

Самюэль Батлер

Как мы уже рассмотрели выше перспективное видение значительно облегчает достижение стратегических целей. Каким образом?

Одну из основных задач перспективного видения иллюстрирует сигмовидная кривая. Сигмовидная кривая давно используется для изображения цикла жизни продукта: внедрение, период быстрого роста, который прекращается с созреванием рынка, и спад. Если организация не в состоянии создать другой продукт, услугу или своевременно изменить их под потребности (изменяющиеся потребности) клиента, чтобы внедриться на новые рынки и чтобы потребители опять начали движение по сигмовидной кривой, ее рост, прибыльность и конкурентоспособность начнут снижаться.

Одна из основных целей перспективного видения и прогнозирования заключается в том, чтобы избежать ситуации, отображаемой точкой С:

*                  фирма ясно видит будущее, но не в состоянии быстро отреагировать, или она должна пойти по пути повторных реструктуризаций, возможного сокращения персонала, перестройки бизнес – процессов и т.п., чтобы ее характеристики отвечали ситуации, возникшей после появления новых продуктов и рынков, что изображает вторая кривая.

Цель в том, чтобы использовать промежуток времени между точками А и В для создания исследовательских, или если угодно, разведывательных возможностей, которые смогут пролить свет на сложные и динамичные изменения, переживаемые организацией, а также помогут предвидеть следующую волну изменений и будущие возможности рынка до того, как будущее станет настоящим и организации вновь придется участвовать в конкурентной борьбе.

Одновременно важно создать культуру, в которой разнообразные интеллектуальные способности и установки подбираются и проверяются таким образом, чтобы организация (предприниматель или топ – менеджмент) получила возможность быстро ориентироваться в условиях постоянно меняющегося рынка.

О какой культуре идет речь? О наличии профессиональной исследовательской (или разведывательной) команды, о которой, впрочем, мы уже упоминали.

Таким образом, экономятся время и финансовые средства (в том числе, за счет своевременного отражения угроз и использования возможностей).

И вновь риторический вопрос.

Вы, конечно, располагаете командой таких специалистов!?

Возврат в начало

Перспективное прогнозирование – дополнительные возможности

Возможно, мне не удалось убедить уважаемого посетителя в важности и нужности, а скорее даже необходимости перспективного прогнозирования для достижения успеха в различных начинаниях. Но, на самом деле, важная роль прогнозирования вышеперечисленным не ограничивается. В качестве доказательства приведу только одно авторитетное мнение.

«Опыт доказывает, что тот, кто заранее вынашивает и обдумывает замыслы будущих предприятий, может действовать весьма быстро, когда наступает время для их осуществления».

Кардинал Ришелье

Основные дополнительные возможности закладываются в перспективное прогнозирование на этапе определения основных стратегических целей организации. Дело в том, что ничто не мешает Вашей профессиональной исследовательской команде иметь несколько различных вариантов«видения» будущей ситуации. Конечно, в перспективном прогнозе находит отражение наиболее реальная, или близкая к реальной, ситуация. Однако, в случае изменения ситуации, например, за счет вмешательства различных влияющих факторов внешней среды (технологии, законодательство, обвал рынка и т.п.), Ваша профессиональная исследовательская команда сможет, практически в моментальном режиме, представить Вам рекомендации по немедленному и адекватному реагированию на, возможно незапланированное, изменение ситуации. Чуть более подробно мы рассмотрим некоторые возможности в разделе «Система раннего оповещения».

К сожалению, ни одна, даже самая свершенная стратегия не может учесть всех ситуаций, которые могут возникнуть в результате изменений внешней среды. В ответ на появление новых, особенно незапланированных, угроз (или возможностей), организация вынуждена вырабатывать и решать стратегические задачи по преодолению возникших трудностей (использованию возможностей). В целях решения подобных стратегических задач организация осуществляет необходимое корректирование своей деятельности (планов, проводимой политики и т.п.).

Решая возникшие задачи стратегического характера, организация имеет возможность своевременно предотвратить возникновение кризисной ситуации, в значительной степени смягчить ее негативные последствия или с максимальной выгодой для себя использовать открывающиеся возможности РАНЬШЕ, чем это сделают другие.

На самом деле суть всех дополнительных возможностей перспективного прогнозирования ОДНА – ускорение процессов выявления и использования возможностей (отражения угроз) факторов внешней среды, оказывающих влияние на Ваш бизнес, особенно в случаях их внезапного возникновения.

Как обычно, в конце нашей маленькой главы очередные наводящие вопросы.

Задумывались ли Вы о том:

Поставьте галочку в нужном месте:

Как быстро критическая информация доходит до Вашего сведения (до сведения топ – менеджеров Вашей организации)?

Хватает ли Вам информации, и насколько быстро вырабатываются решения по преодолению кризисных ситуаций?

Насколько быстро Ваша организация способна предпринять действия, адекватные угрозам или возможностям?

Что необходимо предпринять для утоления информационного голода и увеличения скорости принятия управленческих решений?

Возврат в начало

Проклятие Кассандры

В греческой мифологии, среди многочисленных легенд о жизни и приключениях весьма значительного сонма богов Олимпа, выделяется одна весьма занятная история, имеющая, как представляется, практически прямое отношение к проблеме преодоления информационной неопределенности.

Речь идет о прорицательнице Кассандре.

Не вдаваясь в тонкости сюжетной линии, буквально в двух словах напомню. Боги, забавы ради, а может и пользы для, с одной стороны одарили (или наказали) Кассандру даром предвидения и пророчества, а с другой сделали так, что этим пророчествам, кстати, действительно достоверным, никто не верил. В результате, когда Кассандра оглашала свои пророчества, ей действительно никто не верил, но когда предсказания (большей частью о различных катаклизмах) сбывались, и народ и власть предержащие испытывали к прорицательнице злобу и подвергали ее различным гонениям и лишениям.

Какое отношение имеет сия поучительная история для нас, ныне живущих? Самое непосредственное! Современна история, буквально изобилует примерами подобного пренебрежения весьма достоверной информацией. Причем, в подавляющем большинстве случаев, данная информация была получена не от предсказателей, а весьма компетентными организациями и предварительно была подвергнута процедурам анализа и проверки на достоверность. Вспомните, к примеру, историю начала Великой отечественной войны. Сведения, поступавшие от органов внешней военной и политической разведки, в лучшем случае игнорировались. Наиболее «настойчивых» разведчиков, резидентов, агентов и проч. «отзывали» в Москву.

Кстати, нелишне вспомнить, какую цену с первых дней войны, пришлось заплатить за такое отношение к достоверным данным.

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ

Когда Вы запустите свой пилотный проект создания профессиональной исследовательской команды, Будьте готовы, в том числе, к неприятным известиям, прогнозам и новостям. Доверять ли таким известиям? Решать Вам и только Вам.

Особенно ярко проблемы недоверия возникают в тех ситуациях, когда предприниматель или топ – менеджмент организации не способны воспринимать информацию, расходящуюся с их точкой зрения, стратегией поведения и т.п.

Современная история российского предпринимательства знает уже немало примеров самых плачевных последствий для бизнеса, возникших по причине прямого игнорирования предпринимателем и его управленческой командой важной информации превентивного характера.

Существует древняя латинская поговорка – «Кто предупрежден – тот вооружен».

Опасайтесь пасть жертвой «Проклятия Кассандры». Необходимо доверять своей исследовательской команде, конечно, если Вы подобрали в ее состав настоящих профессионалов.

Возврат в начало

ГЛАВНАЯ | ВВЕДЕНИЕ | АДАПТАЦИЯ К ВНЕШНИМ ИЗМЕНЕИЯМ | ПОИСК ЭФФЕКТИВНЫХ РЕШЕНИЙ | ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ |

ПОЛЯ КОНКУРЕНТНЫХ СРАЖЕНИЙ | СИСТЕМА РАННЕГО ОПОВЕЩЕНИЯ | КАК РЕОРГАНИЗОВАТЬ «РАБКРИН» | ОШИБКИ УПРАВЛЕНИЯ | ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

Контакты:

Эл.  почта: genrih-lemke@mail.ru

Сайт управляется системой uCoz